Многосторонние консультации в ХельсинкиМатериалы / Основы дипломатической службы / Международные совещания и конференции / Многосторонние консультации в ХельсинкиСтраница 1
Начавшиеся 22 ноября 1972 г. консультации представителей 35 стран — участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе явились, как и само совещание, уникальным в своем роде опытом многосторонних переговоров европейских стран, США и Канады. В истории европейского континента еще не было подобных переговоров ни по количеству участников, ни по содержанию и методу. В этих консультациях приняли участие представители государств, входящих в НАТО, государств — участников Варшавского Договора, 4 нейтральных государств, 27 капиталистических и 8 социалистических стран. Задачей консультаций было подготовить повестку дня Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, уточнить состав его участников, порядок и процедуру его работы, определить финансирование, аппарат обслуживания и место проведения каждого из этапов совещания.
Сложность и необычность задач консультаций, сложность состава их участников, отсутствие опыта подобных многосторонних и многоплановых переговоров в прошлом создавали естественные трудности, особенно в самом начале консультаций. Это требовало от всех участников и от Правительства Финляндии, взявшего на себя организаторские функции, терпеливой и тонкой дипломатической работы, чтобы удовлетворить запросы как представителей каждой малой страны, нередко впервые участвующей в подобном международном форуме, так и большинства средних и больших стран, имеющих свои традиции, свой опыт международных переговоров, и обеспечить успешное выполнение поставленных перед консультациями задач, которые проводились к тому же под пристальным наблюдением правительств, широкой европейской и мировой общественности.
Первый процедурный вопрос, который встал уже в первые же дни проведения консультаций, был вопрос о порядке принятия решений как на самих консультациях, так и на предстоящем совещании. После всестороннего обсуждения этого вопроса между делегациями стран и на пленарном совещании было единодушно принято решение, зафиксированное затем в п. 4 правил процедуры, представленных на утверждение министров иностранных дел всех 35 стран-—участниц первого этапа совещания. Оно гласило: «4. Решения Совещания принимаются на основе консенсуса. Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу».
Значение этого решения выходило далеко за пределы правил процедуры. Оно означало признание абсолютного равенства всех участников совещания, представителей любой малой страны и любой крупной страны в принятии решений по любому вопросу. Это означало необходимость полного согласования любой формулы, любой фразы, любого слова и знака препинания в принимаемом решении с каждым из участников совещания. Это полностью исключало любую попытку навязывания того или иного решения кому бы то ни было и создавало атмосферу подлинного равноправного сотрудничества в выработке каждого решения, которое будет являться законом в отношениях между государствами европейского континента.
Разумеется, такой порядок принятия решений несколько замедлял согласование и принятие решений по каждому вопросу уже на самих консультациях, но зато обеспечивал принятому на совещании решению необходимый международный авторитет и вес.
Смотрите также
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“« все положения, касающиеся таможенной
стоимости товаров, ...
Формы административно-территориального устройства
Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо
иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не
только. Это ещё и вопрос о национально-государственном и
административн ...
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ И КРЕДИТОВАНИЯ
Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер,
а максимум специалист!
Денис Шевчук ...