Первые послевоенные шаги в борьбе за обеспечение европейской госбезопасностиМатериалы / Основы дипломатической службы / Международные совещания и конференции / Первые послевоенные шаги в борьбе за обеспечение европейской госбезопасности
В этих условиях Советский Союз повел активную борьбу как против этих опасных для дела мира шагов западных держав, так и за конкретные меры по обеспечению безопасности в Европе.
На Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии, Франции), проходившем с 25 января по 18 февраля 1954 г., Советское правительство внесло на обсуждение проект общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе, в основу которого легла идея о том, что только путем объединенных усилий всех стран Европы континенту можно обеспечить мир и безопасность. Проект договора предусматривал участие в нем всех государств Европы, включая оба немецких государства (ГДР и ФРГ), обязательство участников не нападать друг на друга, консультации с целью устранения угрозы вооруженного нападения в Европе, оказание помощи всеми средствами, включая применение силы, подвергшемуся нападению государству и недопустимость участия в коалициях и союзах, цели которых противоречат договору. Предлагалось также проведение периодических совещаний и создание консультативного политического комитета и военного консультативного органа. Представители западных держав, которые взяли курс на обострение обстановки в Европе, не приняли советского предложения, хотя идея коллективной безопасности начала завоевывать себе сторонников и в их странах.
В конце 1954 года восемь социалистических стран Европы (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Болгария, Венгрия, Румыния, Албания) предложили провести совещание европейских стран для обсуждения вопроса о европейской безопасности, но западные державы не приняли этого предложения. Тогда 2 декабря социалистические страны Европы провели свое совещание в Москве и приняли на нем Декларацию, в которой было сказано, что подлинная безопасность в Европе может быть обеспечена лишь в том случае, если вместо создания замкнутых военных группировок одних европейских государств, направленных против других европейских государств, будет создана система коллективной безопасности в Европе.
5 мая 1955 г. были ратифицированы Парижские соглашения, и ФРГ стала членом НАТО. 14 мая в Варшаве завершилось совещание социалистических стран, которые подписали принятый ими Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, создав свою оборонительную организацию.
В июле 1955 года в Женеве состоялось Совещание глав правительств четырех великих держав, на котором Советское правительство внесло на рассмотрение проект документа «Основные принципы договора между существующими в Европе группировками», предполагающего создание системы коллективной безопасности в Европе в два этапа с учетом существующих двух военных группировок. Западные державы уклонились от рассмотрения этого нового проекта под предлогом необходимости сначала решить вопрос о путях объединения Германии. Таким образом, вследствие сопротивления западных держав попытки создания системы коллективной безопасности в Европе успеха не принесли.
В конце 50-х и начале 60-х годов произошли изменения в соотношении сил на международной арене. США потеряли свою монополию на ядерное оружие и лишились своей неуязвимости ввиду создания в СССР мощного ракетно-ядерного оружия. Запуск в Советском Союзе искусственного спутника Земли, а затем первый полет советского человека в космос показали всему миру огромный рост экономического, научно-технического и военного могущества СССР, что вынудило ведущие западные державы, и прежде всего США, начать пересмотр своего внешнеполитического курса. Новый Президент США Дж. Кеннеди заявил о необходимости искать пути к мирному сотрудничеству с СССР. Президент Франции Ш. де Голль выступил за разрядку, согласие и сотрудничество с Советским Союзом и другими социалистическими странами и в советско-французской декларации, подписанной им в Москве во время официального визита в СССР 30 июня 1966 г., подчеркнул первостепенное значение проблем европейской безопасности.
Смотрите также
Введение
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные
нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование
гражданских правоотно ...
Роль права в обществе
Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь ...
Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ...