Органы внешних сношений Чехословацкой Социалистической РеспубликиМатериалы / Основы дипломатической службы / Государственные органы внешних сношений. Ведомство иностранных дел
— основное звено внешнеполитического аппарата государств / Органы внешних сношений Чехословацкой Социалистической РеспубликиСтраница 2
а) внешняя политика, заключение международных договоров, представительство Чехословацкой Социалистической Республики в международных отношениях и решение вопросов войны и мира;
б) оборона Чехословацкой Социалистической Республики» (ст. 7 гл. II).
К совместной компетенции Чехословацкой Социалистической Республики и обеих республик (Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики) относятся «д) внешние экономические связи» (ст. 8 гл. II).
В области внешних экономических связей к компетенции Чехословацкой Социалистической Республики и ее Федерального собрания относятся: «а) установление основы внешнеторговой политики и руководство ее осуществлением; б) законодательство об урегулировании отношений, возникающих при ведении внешней торговли;
в) координация экономического сотрудничества с заграницей, прежде всего с социалистическими странами;
г) организация и руководство внешнеторговой деятельностью;
д) определение основных экономических средств» (ст. 16 гл. II).
Практическое и действенное осуществление этих прав Федерального собрания обеспечивается ответственностью перед ним всех остальных высших органов государственной власти и управления ЧССР, в том числе и в тех случаях, когда эти органы выступают в качестве центральных органов внешних сношений.
Вместе с тем к компетенции Федерального собрания относится: «б) обсуждение основных вопросов внешней политики» (п. 1 ст. 36 гл. III). В этой же статье гл. III имеется два важных пункта, касающихся важнейших вопросов внешней политики:
2) Федеральное собрание принимает решение об объявлении войны в случае нападения на Чехословацкую Социалистическую Республику или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.
3) До ратификации международных политических договоров и экономических соглашений общего характера, а также международных договоров, для проведения которых необходим закон Федерального собрания, требуется согласие Федерального собрания».
В ст. 69 и 70 гл. V говорится о подотчетности и ответственности Правительства перед Федеральным собранием. Правительство и его члены ответственны за свою деятельность, включая деятельность в области внешней политики, перед Федеральным собранием. Федеральное собрание высказывается по поводу заявлений и отчетов Правительства.
Наконец, в компетенцию Федерального собрания входит учреждение законом центральных органов власти, в том числе министерств, одним из которых является Министерство иностранных дел.
Как видно из рассмотренных конституционных положений, Федеральное собрание ЧССР обладает широкими полномочиями и является подлинно высшим органом внешних сношений Чехословакии, перед которым ответственны все остальные органы внешних сношений и которые оно контролирует.
Федеральное собрание избирает в составе 40 человек Президиум Федерального собрания. 20 из членов Президума избирает народная палата и 20 — палата национальностей. При этом палата национальностей избирает 10 человек из числа депутатов, избранных в Чешской Социалистической Республике, и 10 человек из числа депутатов, избранных в Словацкой Социалистической Республике. Президиум Федерального собрания и его члены ответственны за свою деятельность перед Федеральным собранием.
Президиум Федерального собрания осуществляет в период между сессиями Федерального собрания его полномочия, за некоторыми исключениями.
Смотрите также
Административно-правовые отношения понятие, содержание, особенности и виды
...
Административно-территориальное устройство
...
Введение
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные
нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование
гражданских правоотно ...