Правовое регулирование внешней торговлиПредпринимательское право / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Правовое регулирование внешней торговлиСтраница 1
Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» восполнил многие пробелы в российском законодательстве.
Сугубо практический аспект приобрели те понятия и определения, которые используются в законе (статья 2). Прежде всего дается определение экспорта, импорта не только товаров, но и работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Этим восполняется очень существенный пробел в российском внешнеторговом законодательстве и решается важная проблема, с которой сталкиваются в своей практике экспортеры прежде всего такой «продукции». Четкое определение этих понятий уже на законодательном уровне (а не на уровне ведомственных инструкций) снимает саму возможность возникновения противоречий между участниками ВТД, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами – с другой.
К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранными лицами товара у российского лица для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. Таким образом, «внутренний толинг» признан в качестве «таможенного режима», не только инструкциями ГТК России, но и узаконен правовыми документами высшего уровня.
Определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В целом «набор инструментов», с помощью которого государство будет осуществлять это регулирование, остается прежним и включает в себя меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Однако сфера применения административных методов резко суживается. В соответствии со статьей 10 правом осуществления ВТД обладают всероссийские лица, за исключением случаев, предусмотренных законами России.
В статье 15 Закона приводятся исключительные случаи введения количественных ограничений экспорта и импорта, причем только на основании специальных постановлений правительства. Они принимаются и опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляется, как правило, на конкурсной или аукционной основе либо в порядке фактического осуществления операций по экспорту и (или) импорту до суммарного использования квоты. При этом федеральный орган исполнительной власти, упомянутый в статье 12 Закона (МВЭС РФ), предоставляет во втором случае преимущественно право организациям-изготовителям продукции. При проведении конкурса или аукциона не допускается ограничение числа их участников и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
Совершенно новым моментом в Законе является прямое установление государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров (статья 17), однако перечни этих товаров могут определяться только на федеральном уровне. Государственная монополия осуществляется только на основе лицензирования экспортных поставок и импортных закупок.
В статьях 18–20 указаны случаи, когда Правительство России или законодательной властью могут вводиться защитные меры в отношении импорта, также определен порядок контроля за ввозом в Россию товаров на предмет их соответствия техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам, контроля за их качеством.
Защитные меры в отношении импорта конкретных товаров применяются в тех случаях, когда они ввозятся в настолько больших количествах, что национальным производителям этих товаров наносится существенный ущерб или возникает угроза нанесения такого ущерба вследствие утраты ими конкурентоспособности по сравнению с другими (ввозимыми) товарами (статья 18). В этом случае Правительство России разрабатывает соответствующие меры по защите отечественных производителей от иностранной конкуренции в форме количественных ограничений импорта или введения специальной (повышенной) таможенной пошлины. Процедура разработки и применения таких мер следующая.
По фактам нанесения ущерба или возникновения его угрозы федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 12 Закона, делает заключение, которое является основанием для принятия решения о введении соответствующих защитных мер. Это заключение готовится по результатам расследования на основе:
1. Поручения Правительства и (или)
2. Заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или)
3. Заявление производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 % общего внутреннего производства таких товаров.
Смотрите также
Административно-правовые отношения понятие, содержание, особенности и виды
...
Семейное право в нотариальной практике
Введение в действие части первой ГК РФ, а затем и СК РФ способствовало появлению
в нотариальной практике новых видов договоров: брачного договора и соглашения об
уплате алиментов. ...
Введение
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные
нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование
гражданских правоотно ...