Федеративная форма
Страница 2

Главным вопросом любой федерации является разграниче­ние компетенции между союзом и субъектами федерации. От реше­ния этого вопроса зависит юридическое положение государствен­ных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и её членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции федерации,

т. е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представля­ют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

принцип совместной компетенции,

т. е. установления од­ного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в пред­мет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной ком­петенции может иметь разные формы, которые, как правило, уста­навливаются в конституции и иных законах;

принцип трёх сфер полномочий

предполагает установле­ние федеральных полномочий, штатных, республиканских, земель­ных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномо­чий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых феде­ративных государств (например, России) появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и вхо­дящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жёсткой подчи­ненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добро­вольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т. е. субъекта федера­ции, отличающегося по своему статусу от других субъектов федера­ции прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распре­делением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федера­ции используется и для юридического прикрытия намерения субъ­екта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной феде­рации – разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и её отдельными субъектами, "жёсткой" или "мягкой" феде­рации. Иными словами, современная практика федерализма, обо­гащённая разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в её новых формах должно быть осуществлено чёткое распределение полномочий между федерацией и её субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добро­вольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из её состава? Анализ конституций существовавших федера­ций показывает, что выход из состава федерации нигде не закреп­ляется в конституции. Исключением был бывший СССР, в Конститу­ции которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным. Механизм его осуществления в Конституции не устанавливался, а Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке выхода союзных республик из состава Союза ССР, по существу, свел это право на нет. Действительно, отношения между субъектами феде­рации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяй­ственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Форма государственного устройства Российской Федерации
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотнош ...

Формы административно-территориального устройства
Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о националь­но-государственном и административн ...

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Авторские права на составные произведения К числу составных произведений относятся сборники, базы данных, словари, газеты, энциклопедии, периодические издания, антологии и др. Авторское право ох ...