Форма государственного устройства Российской ФедерацииМатериалы / Право для вас / Административно-территориальное устройство / Форма государственного устройства Российской Федерации
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности
не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции РФ.
Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.
Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:
· незыблемость территориальной целостности государства;
· равноправие членов Федерации между собой и по отношении к федеральным органам государственной власти;
· единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);
· свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства;
· верховенство федерального законодательства;
· недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Конституция в ст. 71-73 разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов на 3 группы:
1) предметы ведения Федерации;
2) предметы ведения субъектов Федерации;
3) предметы совместного ведения Федерации и её субъектов.
Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которого будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.
Смотрите также
Дополнительная информация
Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре
раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность
жизни человека в основ ...
Закон РФ «О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА»
Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей
человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также
учитывая рекомендации Всемирно ...
Определение опасностей
Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных ...